Как учить «рождённых со смартфоном»

Новые технологии – новое мышление

– Многие учителя говорят детям: «Выключите телефоны, не берите их на урок». В наше время уроки должны быть другими. Должно быть так: забыл смартфон – это как забыл ручку, тетрадку, учебник. Без него не должен начинаться урок, – считает Олег Яворук.
С тем, что уроки для современных детей должны быть другими, согласен и начальник отдела развития детских технопарков «Кванториум» Андрей Сакаро. Он считает, что система образования устаревает так же быстро, как и технологии. Дети сейчас «рождаются со смартфоном в руках», но качественных исследований о том, как это влияет на их психологию, на сегодня нет. Поэтому непонятно, насколько эффективна для них система образования, которая почти не меняется на протяжении века.
– Люди старше 25 лет пользуются смартфоном правой рукой, люди младше – обеими. У них изменилась моторика общения с этим устройством. Моя семилетняя дочь разговаривает по телефону, держа его только на вытянутой руке, потому что привыкла к видеосвязи и не понимает, зачем подносить трубку к уху. Видно, что это влияет на моторику, а что происходит в голове – неизвестно, – говорит Андрей Сакаро.
Технологии живут на рынке совсем недолго. Еще несколько десятков лет назад люди смотрели ламповый телевизор, а сегодня изображение можно спроецировать на любую стену и начать управлять им руками.
– Мы пять лет учили в университете инженера, который будет знать радиоэлектронику и уметь работать с ламповым телевизором. А сегодня на рынке он не нужен. И развитие технологий все ускоряется. Сегодня успешный человек – это не одна профессия. Это набор навыков и компетенций, в том числе обычных, жизненных. Детям на уроках нужно объяснять, чем аннуитетный платеж отличается от дифференцированного, чтобы они были готовы к реальной жизни. Это прикладной навык, который поможет им больше, чем простая таблица умножения. Нам нужно учить детей жить в изменчивом мире, – уверен Андрей Сакаро.

Больше обмена опытом

Директор Югорского НИИ ИТ Андрей Мельников считает, что в регионе нужно готовить кадры, которые будут внедрять новые технологии в повседневную жизнь, в государственное и муниципальное управление, в производство, бизнес и другие сферы.
– Мы учим студентов, читаем лекции, приглашаем ведущих ученых страны и, получив эти компетенции, вместе с молодежью внедряем их в повседневную жизнь. Буквально в этом году аспиранты и студенты под руководством сотрудников институтов выполнили работу «Риск-ориентированный подход по прогнозированию лесонарушений на территории округа». Речь идет о нефтяных разливах, пожарах и незаконных вырубках. Наши ребята отследили, где часто разливалась нефть за последние десять лет. На этой основе определили районы, где, скорее всего, аварии могут произойти в ближайшее время. Точность подтвердилась беспилотниками службы Природназора – 79 процентов. Мы работаем с нефтяными компаниями и готовы предоставлять эти данные, чтобы они могли знать, какие места нужно взять под контроль, – приводит пример Андрей Мельников.
Также, по его мнению, молодым югорчанам нужно чаще ездить в научные центры, знакомиться с лучшими практиками других регионов и зарубежных стран. Сейчас с департаментом образования Югры обсуждают возможность предоставления молодежи грантов на стажировки.

Вопросы решит межведомственная комиссия

Эти и другие темы обсуждали на заседании комиссии Общественной палаты Югры по вопросам науки, образования и молодежной политики. Как отметил председатель комиссии Александр Семенов, научно-техническая сфера в Югре активно развивается, но нужно размышлять и о ее будущем.
– Этот вопрос принципиально важен. Нам нужно думать, кто придет на смену сегодняшним изобретателям, разработчикам и другим специалистам научной сферы. Страна уже начала испытывать сложности с подбором кадров по многим научно-техническим направлениям, – поясняет он.
По итогам заседания его участники пришли к выводу: чтобы совершенствовать цифровое развитие в Югре, в первую очередь, необходимо выстроить межведомственное взаимодействие.


Источник: https://ugra-news.ru/article/kak_uchit_rozhdyennykh_so_smartfonom/