Уникальная арктическая автомобильная экспедиция «ПРИТЯЖЕНИЕ АРКТИКИ – ТАЙМЫРСКОЕ КОЛЬЦО»

taymir_kor-01.jpg Автономная арктическая автомобильная экспедиция «Притяжение Арктики - Таймырское кольцо» проводится Экспедиционным Центром «Арктика» в честь празднования 170-летия создания Русского Географического Общества. Председателем Оргкомитета экспедиционной программы «Притяжение Арктики» является Первый вице-президент Русского географического общества А.Н. Чилингаров.

Планируемый маршрут экспедиции пройдет по территории полуострова Таймыр и предусматривает первое в истории Арктики достижение на легковых автомобилях самой северной точки Евразии - мыса Челюскин, открытого 270 лет назад нашими соотечественниками.

Югорский НИИ информационных технологий является официальным партнером экспедиции. В рамках поддержки проекта ЮНИИ ИТ предоставляет участникам комплекты оборудования для спутникового слежения за местонахождением и движением экспедиции. Арктическая автомобильная экспедиция «Притяжение Арктики – Таймырское кольцо» стартует 16 февраля, ее отправной точкой станет Новый Уренгой.

Каждый день мы будем рассказывать о ходе экспедиции «Притяжение Арктики – Таймырское кольцо» с отображением текущего положения ее участников на карте.


Карта экспедиции

Карта экспедиции "Притяжение Арктики - Таймырское кольцо"

Притяжение Арктики - Таймырское кольцо

12 марта, берегом Петра Чичагова

Берегом Петра Чичагова (прямая линия берега ю-з части Таймырского п-ова с единственной бухтой Макарова между Енисейским заливом и устьем реки Пясина):

Итак, дойдя до Пясинского залива, мы были вынуждены повернуть обратно. И как показали дальнейшие события, нет худа без добра и все, что ни делается – к лучшему. Видно высшие силы нас уберегли от беды, развернув на 180 градусов.

Вчера ночью мы совершили сумасшедший 23-х часовой марш-бросок в сторону Диксона. Когда пересекали устье реки Зеледеева , где ночевали пару дней назад, Саша Еликов неожиданно провалился в воду (на подобе наледи: с виду снег, а под снегом каша с водой). Мы очень удивились: вся бухта была покрыта водой… мы выбрались на твердое и сухое место и легли спать.

Когда утром проснулись – над горизонтом висела темная полоса. Обычная картина для нас - это белый снег, белые облака – в общем, лист ватмана. И тут на этом листе будто нарисовали кистью черную полосу. В этих местах эта черная полоса означает только одно – открытая вода. То ли вода отражается в облаках, то ли вода испаряется и облака на водой более темные, мы природы явления не поняли до конца, но выводы были однозначные и неутешительные.
Пока бушевал шторм на протяжение 6 дней с нечеловеческим ветром 20 м/с, от берега оторвало припай и унесло в море. В результате вдоль всего побережья от мыса Моржового до мыса Северо-восточный идет полоса открытой воды шириной порядка километра. То что лед оторвало – это конечно критическая ситуация, если бы мы пошли дальше, а мы планировали идти по ровному льду чуть дальше от береге, то однозначно превратились бы в дрейфующую арктическую экспедицию.

Сейчас подъехали к Диксону, ситуация на острове ничем не лучше. На сам остров проехать нельзя: в проливе стоит вода. Судя по всему ситуация следующая (как в Питере с Невой): пролив развернут на Запад, и когда начинает дуть западный ветер, он воду гонит обратно в Енисей, что доставляет немало хлопот. Сейчас остров, и соответственно, полярная станция, отрезаны от материка водой, скрытой под снегом - та самая «каша», в которую провалился Саша. Ехать по такой каше в мороз нельзя.

Для нас это очень плохо, так как пока абсолютно не понятно, как будем отсюда выезжать. Возможны разные варианты, и завтра будем встречаться с уже знакомыми нам ребятами, которые оказывали помощь на Диксоне (Володя Гамбургер и его друзья), для обсуждения вариантов выхода. Пока ситуация тупиковая.
Насчет погоды: когда мы шли вдоль берега Чичагова было всего -4 градуса, чуть ли не дождь шел (скорее ветер нес водяную пыль), бесконечное молоко и сильнейший ветер. Андрей (Феткулин) шел почти всю дорогу перед машиной - искал наши заметенные пургой следы (как же здорово ехать по тундре, кода есть утрамбованный след). Сейчас мы в Диксоне, -11, полярное сияние – нереальное, снова цветное, и снова на все небо! Небольшая награда за моральные неустои :) И на том спасибо!

PS:
Комментарий читателя Виктора Михайлова по пройденному экспедицией участку пути вдоль берега Петра Чичагова: «Здесь нет возможности идти морем, берег сильно обрывистый и очень сильно пересеченная местность. То что вы прошли этот участок, большой плюс!».
Виктор Михайлов знает хорошо эту местность, и помогал ребятам через СМС на Иридиум ценными советами, за что ему огромное спасибо от ребят. Сам он также путешественник, в частности ближайшая экспедиция с его участием стартует уже в 21 марта под названием «100-летие экспедиции века», посвященная первому в истории переходу Северного Морского Пути с востока на запад судами Таймыр и Вайгач, а также экспедиции Никифора Бегичева по эвакуации части экипажей этих судов, зимовавших у берегов п-ова Таймыр.

Справочно:
Чичагов Петр Гаврилович (1694–после 1756): русский геодезист, исследователь Сибири и европейской части России. Родился в семье солдата Преображенского полка. Отец определил его в Навигацкую школу, по окончании которой Чичагов поступил в Морскую академию по «классу географии», где проявил большие способности.
Летом 1719 года он участвовал в крупной военной экспедиции майора И. Лихарева в верховья Иртыша, по результатам съемки которой и при активном участии Чичагова в 1720 году появилась первая карта реки на расстоянии более 2000 км. Она же стала первой картой Сибири, базировавшейся на астрономических наблюдениях.
В 1720–1725 гг. Чичагов вел опись местности и составлял карты Тобольской провинции (ныне Тюменская, Омская и Новосибирская области). Он представил в Сенат карту масштаба 40 верст в дюйме с каталогом 1100 населенных пунктов.
В 1725 году Чичагова перевели в Енисейск, откуда он в течение пяти лет вел съемочные работы. В результате была составлена карта Енисейского края от истоков Енисея до устья. На ней нанесены и Пясина, и Хета, и Хатанга. Им закартировано арктическое побережье Карского моря от устья Енисея до устья Пясины на 10–15 лет раньше ВСЭ. На этой карте Чичагова есть и близлежащие острова, которые ныне носят название Каменный, Колчака (Расторгуева) и Моржово. Восточнее озера Пясино показан горный хребет «Камень Норильской», а также впервые река Таймура. Карта Енисейского края 1730 года и прилагаемый к ней каталог 648 населенных пунктов на территории нынешнего Красноярского края являются ценнейшим памятником истории освоения Сибири. В последующие годы Чичагов вел картирование междуречья Волги, Урала и Камы.
К сожалению, большинство его карт не сохранилось, и лишь в конце 1960-х – начале 1970-х годов удалось получить их копии из Парижской национальной библиотеки.
Побережье п-ова Таймыр от мыса Северо-Восточный на западе до мыса Входной на востоке. Названо в 1973 году постановлением Совета Министров РСФСР.

Река Зеледеева: В 1922 году Николай Урванцев во главе геологической экспедиции в двух километрах от устья реки Зеледеева нашёл письма арктической экспедиции Руаля Амундсена, переданные Петеру Тессему и Паулю Кнутсену для отсылки в Норвегию. Сейчас река входит в состав Большого Арктического заповедника.

Возврат к списку